Victor Dmitriev - Виктор Дмитриев (victor_dmitriev) wrote,
Victor Dmitriev - Виктор Дмитриев
victor_dmitriev

Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4. Подготовка к съёмке - теоретический минимум

Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4.
Подготовка к съёмке - "теоретический минимум". Знать - обязательно!


Проект Короли танца: Николай Цискаридзе, Дэвид Холберг, Нина Капцова, Хоакин де Луц, Хосе Мануэль Карреньо (2008 г.)

Фото: Олег Видеман. Репетиция оперы "Кармен" в Новосибирском театре оперы и балета 19 декабря 2011 г.

12 января состоялся краткий мастер-класс в FotoLifeClub
- страница ВКонтакте: http://vkontakte.ru/fotolifeclub#/event33977082

Ниже "развёрнутые" комментарии к тезисам мастер-класса (часть 1 из 4).

Театральная съёмка - мастер-класс для начинающих.



ЛИКБЕЗ-МИНИМУМ.

Не забываем об очень простом обстоятельстве: до тех пор, пока вы не получили от кого-либо из официальных лиц в театре прямого разрешения на выполнение фотосъёмки спектакля, выполнять фотосъёмку нельзя.

Введение: как стать мастером в театральной съёмке за час? за два?

Разумеется, никак. Ни за час, ни за сто часов. Хотя разница в опыте театральной съёмке между первым опытом и десятым - очень заметная. А вот между десятым и пятидесятым - меньше. Но о каком-либо мастерстве стоит говорить на пятидесятом-сотом снятом спектакле. На десятитысячной обработанной - отредактированной фотографии с представления. Понимая, что путь вперёд бесконечен.

Авторские права и запрет на съемку.

Права принадлежат их владельцам... Типичная фраза, простая, ёмкая. "Прав" в театральной съёмке много разных. Есть ваше, фотографа, авторское право на выполненные фотографии. Эти права - ваши на все 100%, и они неотъемлемые и "не продаваемые". Есть имущественные права на фото. Т.е. право распоряжаться - дарить, продавать, обменивать фото. Если Вы частный фотограф, снимавший "от себя" - эти права - тоже ваши. Если штатный газетный, и фото выполнены в рабочее время в соответствии с заданием редакции - имущественные права - не ваши, а редакции газеты. И вы, строго говоря, даже хранить их дома не имеете права (обычно так оговорено в правильном контракте фотографа и редакции). Но, даже если вы "штатник", снимали "для себя" и без задания - фото, конечно, ваши личные. Теперь с театром и людьми из театра: пока Вы не подписывали документ, из которого следует передача имущественных прав на фото кому-либо - эти права, опять же, ваши, согласно ранее сказанному. Если подписывали - читайте, что написано, сколько за это уплочено, и зачем вам это надо. Чаще всего театр покупает либо несколько конкретных фото, либо всю съёмку (спектакля, репетиции), и тогда имущественные права переходят к театру. Бывает, на исключительных условиях, т.е. театр купил - и всё права только у него. Бывает, на неисключительных - театр купил, но вы не лишились права продать это фото в какое-либо СМИ. При этом авторские права, напомню, по-прежнему остаются у фотографа, т.е. кто бы и где бы не выставлял и публиковал эти фото, автором можно *и нужно) указывать вас. Бывает, что фото (напечатанные или на диске) покупают актеры в личный архив. Обычно, на неисключительных условиях.
В любом случае, любое лицо на Вашем фото, как правило, имеет право "вето" распространение данного фото в любом источнике (сайте, журнале, газете и пр.), кроме вашего личного фотоальбома (существенная оговорка!). Т.е. любой человек имеет законное право (оговорки не буду здесь приводить) добиться удаления нежелательного фото с его изображением из любого публичного источника. Но не из вашего личного (не онлайнового, естественно) "домашнего" альбома. Права на изображения детей - оговариваются с родителями этих детей. Проще и правильнее оформлять все эти права письменно, но на практике - бывает по-разному. Устные договорённости следует соблюдать, хотя их почти невозможно где-либо и как либо доказать в спорной ситуации. Всё, что здесь написано "на словах", имеет свои обоснования в конкретных статьях "Закона о СМИ", гражданского законодательства.

2. Где вход в храм искусства для фотографа.

Кто начальник театра? Это его директор, и, со своими полномочиями, художественный руководитель.
С чего начать разговор о съемке в театре? Узнать, кто в данном театре заведует СМИ. Хотя вы лично, возможно, никакое СМИ не представляете. Но поверьте, специальной должности по общению с "самодеятельными фотографами" ни в одном театре точно нет :). Итак, чаще всего - это пресс-секретарь, руководитель отдела маркетинга, или руководитель PR-отдела. Или конкретная "Лена/Наташа" - помошники руководителя по общению со СМИ. "Для начала" советую обращаться не в самый известный и не в самый престижный театр вашего города или региона. Скорее наоборот, найти небольшую самодеятельную театральную студию. Предложить своё "попробовать", не требуя оплаты (для начала, повторяю) и твердо пообещав предоставить десять-двадцать-сто лучших фото со съёмки на компакт-диске в архив театра. "Безвозмездно, т.е. дадом", как говорил всем известный персонаж из "Винни-Пуха" (ну, тот, который нашёл хвост ослика Иа). Можно оговорить - "с оплатой лучших фото - по желанию театра". В таком случае решите - за сколько вы готовы продать их, и не слишком жадничайте. Тут есть "скользкий" момент - к тому, что Вы снимаете бесплатно, и всё отдаёте - в театре привыкают. Сами решите, до какого момента Вы готовы работать "за так", а когда - за плату, и почему. Имейте в виду - большая часть театров имеет те или иные устоявшиеся отношения со СМИ, которые уже давно и стабильно так или иначе "снабжают" театры фотографиями своих штатных фотгографов - бесплатно, точнее, бартером на "хорошие отношения" - приглашения на пресс-конференции, прогоны, контрамарки... Каково качество эти бартерных фото и готовы ли Вы конкурировать "за деньги" с бесплатным - решать и убеждать театр вам самим.
Не забывайте (см. первый пункт) - если вы штатник, работающий по заданию редакции - даже не думайте "перепродавать" свои фото, это будет как минимум смешно. А затем - не смешно...
Аналогичным образом строятся отношения с гастрольными агентствами, "прокатывающими" антрепризы - гастрольные спектакли на "чужих" площадках и в других городах.
Два слова о дресс-коде. Самый лучший стиль одежды - "маскирующийся". Не в смысле маскхалата с веточками, а в смысле не отличаться по форме от "типичного зрителя". С одним пожеланием - тёмное лучше светлого. Особенно со спины. Поэтому я, к примеру, всегда предпочитаю черную рубашку и чёрные брюки, джинсы. Белое, красное - категорически нет (если это не корпоратив МТС :).
Как перевести на "фото-профессиональный" язык фразу "Съемка категорически запрещается"? Как "Всем, кроме фотографа, получившего разрешение на съёмку от театра".

3. Плёнка или цифра?

Отличий и особенностей очень, очень много. Но они настолько хорошо "разжеваны" в интернете, что об этом не вижу смысла что-либо писать от себя лично. Добавлю только, что мой театральный архив (с 2005 г.) весь "в цифре".

4. Почему "мыльница" в театре гарантирует брак.

Технические возможности матрицы, оптики, электроники. Управляемость. Что можно и что нельзя снять на мыльницу.

Потому что, во-первых в театре или темно, или очень темно. Кроме шуток. Освещенность, создаваемая на сцене театральными источниками света, не сравнима даже с закатными сумерками. Особенно, когда светят лишь пара софитов, или, что не редкость, софит плюс настольная лампа минус далеко от вас. Наше зрение устроено "хитро" - оно очень сильно адаптируется к слабому свету. и нам кажется, что прожектор "слепит". К сожалению, этот "слепящий" прожектор днём, к примеру, будет совершенно не заметен. Размеры и чувствительность матриц компактных фотоаппаратов в форме пачки сигарет или чуть поболее категорически не рассчитаны на слабую освещенность и съемку группы лиц "вдалеке". Тем более, портрета с расстояния десяти метров. Не рассчитаны они и на передачу полутонов при контрастном освещении "здесь ярко - здесь темно" - будут плакаты в стиле "Окон РОСТа". Ещё - эти матрицы очень "шумят" на высокой чувствительности - театральные фото будут все словно посыпаны мелким песком. И для данного класса фотоаппаратов это неустранимые "особенности".
Так же неустранимо для "мыльниц" - неудобные размеры, управление, регулировка, настройка параметров через меню, а не отдельными кнопками.
Так что же можно снимать "компактами", "мыльницами"?
1. Хорошо освещенные, яркие (буквально) сцены. 
2. Фрагменты без существенного движения в кадре, когда действие "замирает" (такие моменты - на самом деле - довольно часты).
3. Обобщенные (не крупные) планы с несколькими людьми в кадре. В таком случае смаз от движения мало заметен.
4. Художественные "смазы". Т.е. то, что одни назовут "брак и мазня", а другие - воскликнут "Как художественно!"
Соответственно, всё остальное - вряд ли удасться запечатлеть "без слёз" ("Ну вот, опять ничего не получилось!").
Немного забегу вперёд - даже не думайте снимать в театре спектакль со вспышкой! Если только - на поклонах...
А так - ВСПЫШКУ СТРОГО ОТКЛЮЧИТЬ! Это делается в меню любого фотоаппарата, побеспокойтесь об этом заранее.

Почему начальная зеркалка в театре - "почти ничего".

Технические возможности матрицы, оптики, электроники. Управляемость. Что можно и что нельзя снять на зеркалку начального уровня.

Поняв, что "фотокомпакт" в театре - не полезнее пепельницы", многие решают: "Ладно. Разоримся, но купим зеркалку. ЗА ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ!!!" И покупают так называемую "зеркалку начального уровня" с "китовым" (комплектным) объективом.
Да, эта зеркалка много лучше компакта. Много лучше, повторю, но, оказывается, театру этого мало. И не просто мало, а очень мало. Для меня лично "китовая зеркалка" - тот же "компакт", только с высоким самомнением :). Извините :). В общем, дело в том, что пропасть, неизбежно зиящая между "фото с компакта" и "проф. театральное фото", при съёмке этой зеркалкой не ликвидируется, а лишь уменьшается. Примерное "вдвое", если это можно как-либо сравнивать. Т.е. снимки продолжают "падать в пропасть" даже "за тысячу долларов". К сожалению. При том, что оптика, матрица, автофокус и прочие удобства зеркалки объективно много выше любого, совершенно любого компакта. И что делать? Если - без вариантов - именно "китовая зеркалка" - все рекомендации по съёмке - такие же, как у "компактов" ("мыльниц", проще говоря).
Но, можно очень сильно приблизится к проф. варианту, если приобрести "для театра" (и ещё для массы полезных случаев в фотожизни) телеобъектив ценой не ниже стоимости этой "зеркалки", т.е. тысяч тридцать-сорок рублей, с постоянной рабочей диафрагмой 4. (Б/у варианты - за 25-30 т.р.) Вот такие "искусственные жертвы", т.е. "жертвы искусству", как минимум. Возможен также (и желателен) вариант приобретения, если у вас его ещё нет - недорогого и очень качественного "фикса" - "полтинника", с диафрагмой 1.8 и "смешной" ценой в 4 т.р..
Вот с этого момента возможности съёмки и, соответственно, результаты, начинают заметно приближаться к профессиональным вариантам.

На этом данный фрагмент мастер-класса закончен.

Напоминаю, это 1 часть из 4-х, которые будут аналогичным образом опубликованы в ближашую неделю здесь же, в блоге.


ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ДАННОГО фрагмента приветствуются. Но в этом посте - ТОЛЬКО по теме вопросов с 1 по 5.
К примеру, какие настройки рекомендуются для съемки - это уже следующий пост.

Краткое содержание последующих серий.

6. Как получать интересные театральные фото при ограниченных возможностях.

Предварительная установка параметров съёмки. На что обращать внимание. Когда прекращать съёмку и почему.

7. Дополнительные технические аксессуары: без чего нельзя обойтись в театре.

Настройки техники. Комплектация. Штатив. Монопод. Средства глушения звука затвора. Зачем в театре дождевик и подводный бокс.

8. Как нельзя снимать в театре и типичные ошибки.

Предварительная установка параметров съёмки. Подготовка "рабочего места". Использование вспышки. Режимы съёмки. Выбор места съёмки. Передвижение. Минимизация движений. Тихие и громкие моменты действия. Реакция зрителей. Возможные конфликты, как предупреждать и реагировать на них. Отношения с администрацией театра, техническими службами.

9. Что даёт лучшая оптика и техника и нужно ли это лично Вам.

Зумы и фиксы. L-оптика. Использование стабилизаторов изображения. Технические параметры и возможности техники топ-класса.

10. Типичные технические параметры съёмки.

Правила, рекомендации. Когда и почему нужно нарушать правила.
Разрушаем мифы (о режиме М, о прикрытии диафрагмы, об открытой диафрагме, об исключительности фиксов, о верхнем пределе ISO, о "правильных" ISO, об авто-ББ, о цветовых фильтрах, о "несъёмке" в RAW, о достаточности монопода, о достаточности съёмки начала представления, о необходимости только резких кадров, о фатальности пересвета, о точности кадрирования...)

11. Сюжет фотоистории.

Сверхзадача театрального фото. Цельный сюжет без купюр, интересный многим: "как будто там побывал". Ключевые кадры. Динамика и статика. Последовательность и сочетания планов. Эстетика, драматургия, сценография. Лучше меньше, да лучше? О "грязной" съёмке. О правде, красоте и преукрашивании. Об угадывании и интуиции.

12. Театр - это не только сцена. И даже - не только закулисье.

Театр начинается не с вешалки, а с театральной литературы и специальной информации. О терминах. Театр начинается со знакомства с актёрами, режиссёрами и репетиций. Театр начинается с технических служб. Театр начинается с репетиций и эскизов декораций. Фотосъемка зрителей. Актеры вне сцены. О театральном гардеробе. Театр - это съёмка на чужой территории? Психологическая подготовка. О "насмотренности" и "замыливании". Когда заканчивается съёмка спектакля?

13. Кратко о специфике постобработки.

Об общих принципах постобработки RAW-файлов. Поэтапность обработки. Особенности подготовки отснятого материала для заказчиков и публикации. Правило "сам себе режиссёр" - достоинства и недостатки. О подготовке фото к архивному хранению.

14. Кому, кроме вас, нужны театральные фото, и какие.

СМИ. Администрация театра, PR- и литотдел. Режиссер, актеры, технические службы. Зрители. Кому какие, сколько. В каком разрешении и с каким качеством. Как оперативно и почему.
Зачем вам нужна театральная съёмка, если вы никогда не станете театральным фотографом?

15. Критерии оценки качества работы.

Как получить оценку специалиста. Кому, почему и в чём верить, кому не верить в оценке своих (театральных) фото. О конкурсах, рейтингах, лайках и плюсиках.

16. Сайт театрального фотографа.

Зачем нужен сайт, блог, твиттер, эккаунты в соцсетях.

Ответы на вопросы и пожелания.

Подробно о встрече на сайте FotoLifeClub: http://vkontakte.ru/fotolifeclub#/event33977082

В "топ-20" самых посещаемых фотоальбомов в разделе "Искусство: Театр" на сайте FOTO.RU 18 из 20 принадлежат автору. Фото автора размещены на официальных сайтах многих российских театров и персональных сайтах актеров театра и кино.
Tags: мастер-класс, театр, театральная съёмка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments