?

Log in

No account? Create an account
Виктор Дмитриев Новосибирск

Театр и концерты — эксклюзивные фото и видео www.x1.ru © Виктор Дмитриев

фраза, просто фраза: "Весь мир театр. А мы застряли в цирке. :(" © не моё

Previous Entry Share Next Entry
Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4. Подготовка к съёмке - теоретический минимум
Виктор Дмитриев Новосибирск
victor_dmitriev

Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4.
Подготовка к съёмке - "теоретический минимум". Знать - обязательно!


Проект Короли танца: Николай Цискаридзе, Дэвид Холберг, Нина Капцова, Хоакин де Луц, Хосе Мануэль Карреньо (2008 г.)

Фото: Олег Видеман. Репетиция оперы "Кармен" в Новосибирском театре оперы и балета 19 декабря 2011 г.

12 января состоялся краткий мастер-класс в FotoLifeClub
- страница ВКонтакте: http://vkontakte.ru/fotolifeclub#/event33977082

Ниже "развёрнутые" комментарии к тезисам мастер-класса (часть 1 из 4).

Театральная съёмка - мастер-класс для начинающих.



ЛИКБЕЗ-МИНИМУМ.

Не забываем об очень простом обстоятельстве: до тех пор, пока вы не получили от кого-либо из официальных лиц в театре прямого разрешения на выполнение фотосъёмки спектакля, выполнять фотосъёмку нельзя.

Введение: как стать мастером в театральной съёмке за час? за два?

Разумеется, никак. Ни за час, ни за сто часов. Хотя разница в опыте театральной съёмке между первым опытом и десятым - очень заметная. А вот между десятым и пятидесятым - меньше. Но о каком-либо мастерстве стоит говорить на пятидесятом-сотом снятом спектакле. На десятитысячной обработанной - отредактированной фотографии с представления. Понимая, что путь вперёд бесконечен.

Авторские права и запрет на съемку.

Права принадлежат их владельцам... Типичная фраза, простая, ёмкая. "Прав" в театральной съёмке много разных. Есть ваше, фотографа, авторское право на выполненные фотографии. Эти права - ваши на все 100%, и они неотъемлемые и "не продаваемые". Есть имущественные права на фото. Т.е. право распоряжаться - дарить, продавать, обменивать фото. Если Вы частный фотограф, снимавший "от себя" - эти права - тоже ваши. Если штатный газетный, и фото выполнены в рабочее время в соответствии с заданием редакции - имущественные права - не ваши, а редакции газеты. И вы, строго говоря, даже хранить их дома не имеете права (обычно так оговорено в правильном контракте фотографа и редакции). Но, даже если вы "штатник", снимали "для себя" и без задания - фото, конечно, ваши личные. Теперь с театром и людьми из театра: пока Вы не подписывали документ, из которого следует передача имущественных прав на фото кому-либо - эти права, опять же, ваши, согласно ранее сказанному. Если подписывали - читайте, что написано, сколько за это уплочено, и зачем вам это надо. Чаще всего театр покупает либо несколько конкретных фото, либо всю съёмку (спектакля, репетиции), и тогда имущественные права переходят к театру. Бывает, на исключительных условиях, т.е. театр купил - и всё права только у него. Бывает, на неисключительных - театр купил, но вы не лишились права продать это фото в какое-либо СМИ. При этом авторские права, напомню, по-прежнему остаются у фотографа, т.е. кто бы и где бы не выставлял и публиковал эти фото, автором можно *и нужно) указывать вас. Бывает, что фото (напечатанные или на диске) покупают актеры в личный архив. Обычно, на неисключительных условиях.
В любом случае, любое лицо на Вашем фото, как правило, имеет право "вето" распространение данного фото в любом источнике (сайте, журнале, газете и пр.), кроме вашего личного фотоальбома (существенная оговорка!). Т.е. любой человек имеет законное право (оговорки не буду здесь приводить) добиться удаления нежелательного фото с его изображением из любого публичного источника. Но не из вашего личного (не онлайнового, естественно) "домашнего" альбома. Права на изображения детей - оговариваются с родителями этих детей. Проще и правильнее оформлять все эти права письменно, но на практике - бывает по-разному. Устные договорённости следует соблюдать, хотя их почти невозможно где-либо и как либо доказать в спорной ситуации. Всё, что здесь написано "на словах", имеет свои обоснования в конкретных статьях "Закона о СМИ", гражданского законодательства.

2. Где вход в храм искусства для фотографа.

Кто начальник театра? Это его директор, и, со своими полномочиями, художественный руководитель.
С чего начать разговор о съемке в театре? Узнать, кто в данном театре заведует СМИ. Хотя вы лично, возможно, никакое СМИ не представляете. Но поверьте, специальной должности по общению с "самодеятельными фотографами" ни в одном театре точно нет :). Итак, чаще всего - это пресс-секретарь, руководитель отдела маркетинга, или руководитель PR-отдела. Или конкретная "Лена/Наташа" - помошники руководителя по общению со СМИ. "Для начала" советую обращаться не в самый известный и не в самый престижный театр вашего города или региона. Скорее наоборот, найти небольшую самодеятельную театральную студию. Предложить своё "попробовать", не требуя оплаты (для начала, повторяю) и твердо пообещав предоставить десять-двадцать-сто лучших фото со съёмки на компакт-диске в архив театра. "Безвозмездно, т.е. дадом", как говорил всем известный персонаж из "Винни-Пуха" (ну, тот, который нашёл хвост ослика Иа). Можно оговорить - "с оплатой лучших фото - по желанию театра". В таком случае решите - за сколько вы готовы продать их, и не слишком жадничайте. Тут есть "скользкий" момент - к тому, что Вы снимаете бесплатно, и всё отдаёте - в театре привыкают. Сами решите, до какого момента Вы готовы работать "за так", а когда - за плату, и почему. Имейте в виду - большая часть театров имеет те или иные устоявшиеся отношения со СМИ, которые уже давно и стабильно так или иначе "снабжают" театры фотографиями своих штатных фотгографов - бесплатно, точнее, бартером на "хорошие отношения" - приглашения на пресс-конференции, прогоны, контрамарки... Каково качество эти бартерных фото и готовы ли Вы конкурировать "за деньги" с бесплатным - решать и убеждать театр вам самим.
Не забывайте (см. первый пункт) - если вы штатник, работающий по заданию редакции - даже не думайте "перепродавать" свои фото, это будет как минимум смешно. А затем - не смешно...
Аналогичным образом строятся отношения с гастрольными агентствами, "прокатывающими" антрепризы - гастрольные спектакли на "чужих" площадках и в других городах.
Два слова о дресс-коде. Самый лучший стиль одежды - "маскирующийся". Не в смысле маскхалата с веточками, а в смысле не отличаться по форме от "типичного зрителя". С одним пожеланием - тёмное лучше светлого. Особенно со спины. Поэтому я, к примеру, всегда предпочитаю черную рубашку и чёрные брюки, джинсы. Белое, красное - категорически нет (если это не корпоратив МТС :).
Как перевести на "фото-профессиональный" язык фразу "Съемка категорически запрещается"? Как "Всем, кроме фотографа, получившего разрешение на съёмку от театра".

3. Плёнка или цифра?

Отличий и особенностей очень, очень много. Но они настолько хорошо "разжеваны" в интернете, что об этом не вижу смысла что-либо писать от себя лично. Добавлю только, что мой театральный архив (с 2005 г.) весь "в цифре".

4. Почему "мыльница" в театре гарантирует брак.

Технические возможности матрицы, оптики, электроники. Управляемость. Что можно и что нельзя снять на мыльницу.

Потому что, во-первых в театре или темно, или очень темно. Кроме шуток. Освещенность, создаваемая на сцене театральными источниками света, не сравнима даже с закатными сумерками. Особенно, когда светят лишь пара софитов, или, что не редкость, софит плюс настольная лампа минус далеко от вас. Наше зрение устроено "хитро" - оно очень сильно адаптируется к слабому свету. и нам кажется, что прожектор "слепит". К сожалению, этот "слепящий" прожектор днём, к примеру, будет совершенно не заметен. Размеры и чувствительность матриц компактных фотоаппаратов в форме пачки сигарет или чуть поболее категорически не рассчитаны на слабую освещенность и съемку группы лиц "вдалеке". Тем более, портрета с расстояния десяти метров. Не рассчитаны они и на передачу полутонов при контрастном освещении "здесь ярко - здесь темно" - будут плакаты в стиле "Окон РОСТа". Ещё - эти матрицы очень "шумят" на высокой чувствительности - театральные фото будут все словно посыпаны мелким песком. И для данного класса фотоаппаратов это неустранимые "особенности".
Так же неустранимо для "мыльниц" - неудобные размеры, управление, регулировка, настройка параметров через меню, а не отдельными кнопками.
Так что же можно снимать "компактами", "мыльницами"?
1. Хорошо освещенные, яркие (буквально) сцены. 
2. Фрагменты без существенного движения в кадре, когда действие "замирает" (такие моменты - на самом деле - довольно часты).
3. Обобщенные (не крупные) планы с несколькими людьми в кадре. В таком случае смаз от движения мало заметен.
4. Художественные "смазы". Т.е. то, что одни назовут "брак и мазня", а другие - воскликнут "Как художественно!"
Соответственно, всё остальное - вряд ли удасться запечатлеть "без слёз" ("Ну вот, опять ничего не получилось!").
Немного забегу вперёд - даже не думайте снимать в театре спектакль со вспышкой! Если только - на поклонах...
А так - ВСПЫШКУ СТРОГО ОТКЛЮЧИТЬ! Это делается в меню любого фотоаппарата, побеспокойтесь об этом заранее.

Почему начальная зеркалка в театре - "почти ничего".

Технические возможности матрицы, оптики, электроники. Управляемость. Что можно и что нельзя снять на зеркалку начального уровня.

Поняв, что "фотокомпакт" в театре - не полезнее пепельницы", многие решают: "Ладно. Разоримся, но купим зеркалку. ЗА ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ!!!" И покупают так называемую "зеркалку начального уровня" с "китовым" (комплектным) объективом.
Да, эта зеркалка много лучше компакта. Много лучше, повторю, но, оказывается, театру этого мало. И не просто мало, а очень мало. Для меня лично "китовая зеркалка" - тот же "компакт", только с высоким самомнением :). Извините :). В общем, дело в том, что пропасть, неизбежно зиящая между "фото с компакта" и "проф. театральное фото", при съёмке этой зеркалкой не ликвидируется, а лишь уменьшается. Примерное "вдвое", если это можно как-либо сравнивать. Т.е. снимки продолжают "падать в пропасть" даже "за тысячу долларов". К сожалению. При том, что оптика, матрица, автофокус и прочие удобства зеркалки объективно много выше любого, совершенно любого компакта. И что делать? Если - без вариантов - именно "китовая зеркалка" - все рекомендации по съёмке - такие же, как у "компактов" ("мыльниц", проще говоря).
Но, можно очень сильно приблизится к проф. варианту, если приобрести "для театра" (и ещё для массы полезных случаев в фотожизни) телеобъектив ценой не ниже стоимости этой "зеркалки", т.е. тысяч тридцать-сорок рублей, с постоянной рабочей диафрагмой 4. (Б/у варианты - за 25-30 т.р.) Вот такие "искусственные жертвы", т.е. "жертвы искусству", как минимум. Возможен также (и желателен) вариант приобретения, если у вас его ещё нет - недорогого и очень качественного "фикса" - "полтинника", с диафрагмой 1.8 и "смешной" ценой в 4 т.р..
Вот с этого момента возможности съёмки и, соответственно, результаты, начинают заметно приближаться к профессиональным вариантам.

На этом данный фрагмент мастер-класса закончен.

Напоминаю, это 1 часть из 4-х, которые будут аналогичным образом опубликованы в ближашую неделю здесь же, в блоге.


ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ДАННОГО фрагмента приветствуются. Но в этом посте - ТОЛЬКО по теме вопросов с 1 по 5.
К примеру, какие настройки рекомендуются для съемки - это уже следующий пост.

Краткое содержание последующих серий.

6. Как получать интересные театральные фото при ограниченных возможностях.

Предварительная установка параметров съёмки. На что обращать внимание. Когда прекращать съёмку и почему.

7. Дополнительные технические аксессуары: без чего нельзя обойтись в театре.

Настройки техники. Комплектация. Штатив. Монопод. Средства глушения звука затвора. Зачем в театре дождевик и подводный бокс.

8. Как нельзя снимать в театре и типичные ошибки.

Предварительная установка параметров съёмки. Подготовка "рабочего места". Использование вспышки. Режимы съёмки. Выбор места съёмки. Передвижение. Минимизация движений. Тихие и громкие моменты действия. Реакция зрителей. Возможные конфликты, как предупреждать и реагировать на них. Отношения с администрацией театра, техническими службами.

9. Что даёт лучшая оптика и техника и нужно ли это лично Вам.

Зумы и фиксы. L-оптика. Использование стабилизаторов изображения. Технические параметры и возможности техники топ-класса.

10. Типичные технические параметры съёмки.

Правила, рекомендации. Когда и почему нужно нарушать правила.
Разрушаем мифы (о режиме М, о прикрытии диафрагмы, об открытой диафрагме, об исключительности фиксов, о верхнем пределе ISO, о "правильных" ISO, об авто-ББ, о цветовых фильтрах, о "несъёмке" в RAW, о достаточности монопода, о достаточности съёмки начала представления, о необходимости только резких кадров, о фатальности пересвета, о точности кадрирования...)

11. Сюжет фотоистории.

Сверхзадача театрального фото. Цельный сюжет без купюр, интересный многим: "как будто там побывал". Ключевые кадры. Динамика и статика. Последовательность и сочетания планов. Эстетика, драматургия, сценография. Лучше меньше, да лучше? О "грязной" съёмке. О правде, красоте и преукрашивании. Об угадывании и интуиции.

12. Театр - это не только сцена. И даже - не только закулисье.

Театр начинается не с вешалки, а с театральной литературы и специальной информации. О терминах. Театр начинается со знакомства с актёрами, режиссёрами и репетиций. Театр начинается с технических служб. Театр начинается с репетиций и эскизов декораций. Фотосъемка зрителей. Актеры вне сцены. О театральном гардеробе. Театр - это съёмка на чужой территории? Психологическая подготовка. О "насмотренности" и "замыливании". Когда заканчивается съёмка спектакля?

13. Кратко о специфике постобработки.

Об общих принципах постобработки RAW-файлов. Поэтапность обработки. Особенности подготовки отснятого материала для заказчиков и публикации. Правило "сам себе режиссёр" - достоинства и недостатки. О подготовке фото к архивному хранению.

14. Кому, кроме вас, нужны театральные фото, и какие.

СМИ. Администрация театра, PR- и литотдел. Режиссер, актеры, технические службы. Зрители. Кому какие, сколько. В каком разрешении и с каким качеством. Как оперативно и почему.
Зачем вам нужна театральная съёмка, если вы никогда не станете театральным фотографом?

15. Критерии оценки качества работы.

Как получить оценку специалиста. Кому, почему и в чём верить, кому не верить в оценке своих (театральных) фото. О конкурсах, рейтингах, лайках и плюсиках.

16. Сайт театрального фотографа.

Зачем нужен сайт, блог, твиттер, эккаунты в соцсетях.

Ответы на вопросы и пожелания.

Подробно о встрече на сайте FotoLifeClub: http://vkontakte.ru/fotolifeclub#/event33977082

В "топ-20" самых посещаемых фотоальбомов в разделе "Искусство: Театр" на сайте FOTO.RU 18 из 20 принадлежат автору. Фото автора размещены на официальных сайтах многих российских театров и персональных сайтах актеров театра и кино.

  • 1
Огромное спасибо! Буду ждать следующие части.

1 и 2 пункты - абсолютно новая информация, правда, воспользоваться ею в мои планы не входит (по-пиратствую пока из зала не выводят)

пункт 3 - с пленочного ФЭД 6 и фотоувеличителем в ванной начинала в 10 лет, так что разница понятна, и она не всегда в пользу цифры. Но об этом, действительно, очень много написано )

большей части пункта 4 дошла наступая на грабли (и про статичность поз, и освещенность сцен, и шум, и разрешение)* Кстати, у мыльниц есть одно преимущество (правда, оно одно единственное) - у них отключается звук, те абсолютно бесшумная съемка, в тихих местах можно не мешать залу и актерам.

Особенно про бесшумность.
Но об этом в последующих частях, там, где о защите от шума.
Предполагаю, Сониевские "беззеркалки" ещё найдут свою нишу в театре.

Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4.

User allga383 referenced to your post from Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4. Подготовка к съёмке - теоретический минимум saying: [...] «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4. Подготовка к съёмке - теоретический минимум [...]

Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4.

User allga383 referenced to your post from Мастер-класс: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА» Часть 1 из 4. Подготовка к съёмке - теоретический минимум saying: [...] класса (часть 1 из 4).  Театральная съёмка - мастер-класс для начинающих.Читать дальше... [...]

Отличный блог! Я снимаю зеркалкой уже давно и пока звукопроницаемость - основная проблема при съёмке в театре, несмотря на всяческие ухищрения и чехлы в 3-4 слоя... Не знаю, есть ли ещё какие то способы заглушения звука кроме громких сцен и съёмки через дисплей...

Да, это есть проблема.

И у меня всё ещё не решенная. Хотя все известные способы изложу далее, в следующих частях МК.

Re: Да, это есть проблема.

в любом случае Ваш опыт может быть полезен!)

Читаю с интересом!

Пишу в надежде на заинтересованность читателей.

(Deleted comment)
Пока вот так, "кусочками". Потом, здесь всё равно получается кратко, поэтому готов отвечать на вопросы.

Ой столько информации,глаза разбегаются..
Но вот вопрос а разве простым людям можно фотографировать в зале где происходит Действие .мне кажется что на фотосъёмку нужно разрешение,в театрах ругаются на фотолюбителей..

прочитайте с самого начала - об этом написано

Совершенно верно.

Но дело не в том, простой фотолюбитель или сложный. Важнее (для театра и Вас) соблюсти ряд условий: а) не создавать непреодолимых помех зрителям и актёрам, б) получать приемлемые результаты съёмки (как минимум, не хуже того, что привыкли получать театр от "своего" фотографа) в) эти результаты должны оперативно попадать в театр и СМИ (если они устраивают представителей театра и актёров). Это - основное.
P.S. Решил добавить пред-вводное предложение о необходимости собласования фотосъёмки с театром.

Ещё важно, даже очень важно, чтобы неприемлемые с точки зрения театра снимки НЕ ПОПАДАЛИ ни в СМИ, ни в интернет.
Это важно!
Почему сразу не написал - у меня этот "фильтр" уже "натренирован" длительным общением с театрами и актёрами, и встроен куда-то - подсознательно (работает на 99% верно)...

Театральная съёмка - мастер-класс для начинающих

Вот спасибо. Очень интересно читать, а главное познавательно.
Вопрос по согласованию фотосъемки в театре. Бывают ли случаи, когда театр берет деньги за съемку спектаклей?

Edited at 2012-01-18 05:52 pm (UTC)

Re: когда театр берет деньги

Чтобы "театр берет деньги за съемку спектаклей" не встречал и не слышал у нас (в России) ни разу... На Западе - не исключаю, на то он и Запад, там люди кверх ногами ходют...
Но это "про театр".
А вот отдельные менеджеры отдельных актёров - не исключаю - не против заработать на предоставлении права эксклюзивного интервью и фотосъёмки. "Как на Западе".
Мне, повторюсь, при съёмке лучших российских актёров, сталкиваться с подобным ни разу не прищлось.
Вот в случае с эстрадными "поп" звёздами - опять же, слышал, но не видел... :)
Возможно, ещё и потому, что я предоставляю актёрам (певцам...) лучшие фото в их личный архив - бесплатно.

А не подскажите в театры всегда нужна аккредитация прессе. Или существует и свободный проход. В частности интересует " Театр имени Ермоловой

Проход для написания статьи без фотосъёмки...

Виктор, спасибо Вам огромное за первую часть мастер-класса! Очень полезный материал от фотографа-практика!
Хотелось Вас только спросить подробнее про то, как Вы решаете проблему звукоизоляции при съемке спектаклей? Вы используете какой-то готовый шумопоглощающий бокс или какой то самодельный футляр? Можете поделиться своими наработками? У меня это очень насущная проблема, т.к. внутренний ценз не позволяет щелкать затвором в удобных мне местах спектакля, а только лишь во время аплодисментов, смеха, музыки.. но многие кадры удачные просто упускаются:(
С уважением, Людмила

То, что придумалось и хотелось бы, сейчас только в проекте. А на практике - многослойный "мат", состоящий из 2 кв. м. иск. бархата (велюра), многократно сложенного в прямоугольную подушку размером примерно 40х80х3 см (в тканевом чехле), который во время съёмки облегает корпус и телевик до бленды, и, частично, лицевую часть головы с ушами.
Глушит заметно лучше неудобных "зимников", которые используют некоторые знакомые в подобных случаях, и доступ к управлению удобный, как-бы "под подушкой". Немного жарковато, но терпимо.
Это всё хорошо для 5D Mark III в сайлент-режиме, она непревзойдённая в сравнении с конкурентами по шелесту затвора и хлопкам зеркала в этом режиме.

  • 1